IUPRC (iuprc) wrote,
IUPRC
iuprc

Categories:

МЫ И МАРКС

Оригинал статьи см. на сайте ИСПРК http://iuprc.250free.com/RUS/THEORY/theory-rus-istmat.htm

Нас, активистов ИСПРК, часто спрашивают о нашем отношении к Марксу и марксизму.

Ответ на вопрос о нашем отношении к Марксу прост. Маркс - наш учитель. Но настоящим учеником учителя является тот, кто продолжает его дело и идет дальше него по его пути, а не тот, кто клянется его именем, бездвижно сидя на его могиле.

Маркс не был пророком, божьим посланником, открывшим абсолютную истину, которую несчастному человечеству остается только претворять в жизнь. Его заслуга состояла в том числе и в том, что он понимал, что подобных абсолютных истин не существует вообще. Маркс был революционером - и он был ученым - великим революционером и великим ученым. Обе стороны его работы были неотделимы друг от друга. Ученый хочет познать мир, революционер - преобразовать его. Но, чтобы преобразовать мир, нужно его знать- подобно тому как хирург, делающий операцию, без знания анатомии достигнет совсем не того, чего он хочет. Вместе с тем познать мир, развивающуюся реальность может лишь тот, кто хочет его переделать, так как все, удовлетворенные существующим, страшатся видеть действительность такой, как она есть - изменяющейся, катастрофичной, проникнутой борьбой и противоречиями.

И ученый, и революционер, в отличие от пророка, не претендуют на абсолютную истинность всего, ими сказанного и сделанного. Пророку просто. Бог дал ему свои заповеди, и остается только до одурения пропагандировать их во все том же неизменном виде. И ученый, и революционер знают, что нет бога, и нет годных на все времена заповедей. Мир и его развитие бесконечны, на смену одной научной истине приходит другая, а революция, решив одни противоречия, создает новые, решать которые предстоит следующей революции. Поэтому ученый знает, что он может открыть лишь часть истины, но на смену ему придут другие, которые пойдут дальше него в постижении действительности, - и он ждет от своих учеников и последователей не повторения его слов, а большего, чем удалось ему самому, продвижения в понимании мира.

Что касается революционера, то им движет боль за страдания угнетенных классов, и цель его жизни и - когда надо - его смерти состоит не в реализации каких-то самых правильных доктрин, программ и теорий, а в том, чтобы угнетенные и обездоленные освободились от ярма эксплуататорской цивилизации и зажили по своей воле и по своей правде. Лишь те теории и программы имеют смысл, которые ведут к этой цели, а будут ли они называться так или иначе, будут ли носить имя той или иной исторической личности - вопрос десятый. Пусть нас забывают, лишь бы дело не заглохло.

Великая заслуга Маркса состояла в открытии материалистического понимания истории. Сущность этого открытия проста - как и любая истина. История не является реализацией планов какого-то бога или духа. История - это процесс деятельности людей, а люди - не некие отвлеченные существа, но живые люди из плоти и крови, существа, прежде всего нуждающиеся в том, чтобы есть. Чтобы добыть себе пищу, а равным образом жилье, одежду и прочие предметы, нужные для удовлетворения своих потребностей, они вступают в противоборство с природой, подчиняют ее своим целям. Этот процесс противоборства с природой называется трудом. А поскольку люди - не Робинзоны, то борьбу с природой они ведут коллективно, обществом. На определенной ступени общество, изначально представлявшее собой бесклассовую общину свободных и равных, раскалывается на классы угнетателей и угнетенных. С этого времени прогресс в покорении природы достигается ценой деградации человека, и на определенной стадии эксплуататорской цивилизации ее противоречия становятся столь катастрофичны, что она либо уничтожит все человечество, либо будет уничтожена освободительной революцией угнетенных классов.

Поняв историю как материальный процесс деятельности людей, Маркс создал науку об истории - и в этом его главная заслуга как ученого. Однако Маркс, как и любой другой ученый, был ограничен как объемом своих собственных знаний, так и объемом знаний своей эпохи. Поэтому нужно применять созданный им метод, а не повторять как попугаи все, что говорил он.

Науку физики создали Галилей и Ньютон, однако хорош был бы тот физик, который ограничивался бы их комментированием, вместо того, чтобы изучать с помощью открытого ими метода материальный мир, не смущаясь тем, что писали по тому или другому случаю Ньютон с Галилеем.

Мы скажем здесь только о двух теоретических ошибках Маркса, во сто крат усугубленных последующим марксизмом. Маркс жил в эпоху, когда история древних обществ, история возникновения классов, государства и эксплуатации была известна очень мало. Поэтому и он сам, и Энгельс склонялись к мысли, что сперва возникла частная собственность, а затем богатые, собственники создали государство. Отсюда недалеко было до мысли, что единственной разновидностью эксплуататорской собственности является частная собственность, и что государственная собственность означает если не социализм, то сильное приближение к нему.

Историческая наука с тех пор продвинулась далеко вперед - и исторический опыт 20 века тоже не прошел даром. Деление общества на классы было обусловлено разделением труда, делением людей на управляющих и управляемых, на отдающих приказы начальников и исполняющих приказы работников. Государство и собственность возникли одновременно, и первой формой эксплуататорской собственности была государственная собственность, именно из которой в процессе приватизации вычленилась собственность частная. С тех пор собственность и власть, капитал и государство, экономическая эксплуатация и политическое порабощение образовывают во всех классовых обществах двуглавого дракона, и убить это чудовище можно, лишь отрубив ему обе головы. Сущность социализма состоит не в замене частной собственности на государственную, не в смене буржуя чиновником, а в уничтожении разделения труда, иными словами, в том, чтобы люди из винтиков эксплуататорской машины стали хозяевами своей собственной жизни.

Идея о том, что экономическая эксплуатация может существовать независимо от политического и полицейского порабощения была одной из главных ошибок Маркса, хотя в то время он и не мог предвидеть всех ее последствий. В мировоззрении Маркса была и другая ошибка, правильнее сказать, ошибочная тенденция.

Мы уже говорили, что исторический материализм открыл, что история есть всего лишь совокупность деятельности людей, деятельности, не имеющей какой-то предустановленной цели. Теория исторического материализма была впервые сформулирована Марксом, однако сам Маркс не всегда стоял на высоте созданной им самим теории. Маркс, как и любой другой революционер, стал бороться за коммунизм из-за человеческой солидарности со страданиями угнетенных классов, а не потому, что хотел пристроиться в хвост исторического процесса, якобы неизбежно ведущего к победе коммунизма. Однако у него по очень естественным причинам было стремление подкрепить борьбу за коммунизм утверждением, что на стороне этой борьбы – сама история, что коммунизм является неизбежным результатом исторического процесса. Тем самым законы истории превращались из наших мыслительных абстракций в самостоятельные сущности - суррогаты бога - стоящие над историей и приказывающие ей, в какую сторону развиваться. Следствием этого был наивный оптимизм - разновидность религиозной веры, убеждение, будто коммунизм неизбежно вызревает в недрах капитализма и что все к лучшему в этом лучшем из миров.

С тех пор прошло полтораста лет. Капитализм сейчас куда более развит, чем при Марксе, но его прогрессивное развитие привело не к смене его коммунизмом, а к прогрессирующей деградации человеческого общества. Исторический оптимизм оказался ошибочным, а вера в то, что человеческая история сама по себе приведет к коммунизму многое множество раз имела вреднейшие последствия, убаюкивая и парализуя революционную волю.

Коммунизм - не продолжение капитализма, а его отрицание. За него борются не потому, что к нему неизбежно ведет мировая история, а потому, что только при нем угнетенные классы могут добиться освобождения и обрести человеческое достоинство. История не имеет предустановленного смысла, капиталистическая цивилизация может быть уничтожена как коммунистической революцией, так и созданной самим капитализмом всепланетарной катастрофой. Капитализм подготавливает коммунизм только в двух смыслах. Во-первых, он создает производительные силы, технику, которая позволит людям освободиться от власти природы, избавиться от нужды и нищеты и уничтожить разделение труда. Во-вторых, он развивает и использует эти силы стихийным, несознательным способом, в результате из производительных сил они превращаются в разрушительные силы, и стать в полном смысле производительными силами они могут только в результате коммунистической революции, превращения всех достижений труда и мысли в коллективное достояние бесклассового человечества. В противном случае капитализм, таща человечество от катастрофы к катастрофе, угробит вместе с собой и весь род людской. Так что выбор прост - коммунистическая революция или гибель человечества. А вот каким будет выбор, зависит от деятельности и борьбы людей, зависит от того, отнесется ли каждый прочитавший все это к прочитанному как к пустой сказочке, или же вступит (если еще не вступил) в борьбу против капитала и государства. Судьба мира зависит от каждого человека, выбирая свой жизненный путь, каждый влияет на дальнейшую мировую историю, и нет бога или законов истории, которыми можно было бы оправдывать этот выбор. Или коммунизм, или гибель человечества - и нет предустановленных законов, которые делали бы неизбежным то либо другое.

Мы уже говорили, что первая потребность человека состоит в том, чтобы есть (потребность в том, чтобы дышать, еще важнее, однако до сих пор даже у эксплуататорской цивилизации плохо получалось лишать угнетенных материального воздуха, поэтому от потребности в нем можно здесь отвлечься). Но человек - сложное существо, и потребности в самоуважении, человеческом достоинстве, творческом труде, товариществе, любви и т.д. для людей (кроме совсем искалеченных эксплуататорской цивилизацией) не менее реальны и не менее важны, чем потребности в пище, одежде и жилище. Наш материализм является лишь простым пониманием реальности, первичность материальных потребностей означает, что они должны быть удовлетворены в том числе и для того, чтобы могли реализоваться духовные потребности. Утверждать, что изголодавшийся бомж, роющийся за гнилушками на помойках, реализует тем самым свое человеческое достоинство, а для пролетария, вкалывающего до седьмого пота на опостылой работе и подвластного начальнику, возможны свобода и творческий труд, могут только продажные буржуазные лицемеры. Человеческое достоинство и свобода угнетенных могут восторжествовать лишь в результате революции, в которой угнетенные завладеют всеми материальными благами мира.

Борьба угнетенных за материальные блага и их борьба за свое человеческое достоинство - это всего лишь две стороны освободительной борьбы угнетенных классов. Как писал Маркс в молодости, для пролетариев достоинство столь же важно, как и хлеб. Без одного нет другого. Без материальной свободы духовная свобода - всего лишь красивая ложь, а без власти трудящихся классов над своей собственной жизнью и жизнью всего общества все материальные блага достаются не им, а сладкоглаголящим идеалистам из эксплуататорских классов. И материальную, и духовную свободу угнетенные могут добыть только путем революции, только отняв революционным путем у эксплуататоров власть и собственность, можно добиться всеохватывающего освобождения, "всебiчного визволення"...

Таково наше отношение к Марксу. Что касается марксизма, то на рассмотрение данного вопроса здесь просто не осталось места. Скажем только, что в силу исторических обстоятельств, о которых долго говорить, научная теория революционера Маркса в марксизме деградировала до религиозной веры - и что с таким марксизмом мы ничего общего не имеем и на преемственность от него не претендуем. Мы продолжаем дело революционера Маркса, мы боремся за ту же цель, что и он – за общество, в котором свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех, - а как нам называться и что о нас скажут разные верующие доктринеры, интересует нас лишь постольку-поскольку.



М. Инсаров
2007 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment